Лечение депрессии, невроза, сексуальных расстройств, психосоматических заболеваний в Витебске. Решение психологических проблем. О психоанализе. Психоаналитическая психотерапия. Теория психоанализа.
 Ц  е  н  т  р
 Практической
                        
 Психологии и 
 Психоанализа
                                   
 
                 Витебское
         
        Психоаналитическое                                     Общество                                            

   Этот сайт создан для тех, кто интересуется профессиональной психотерапией и практической психологией

                                                                               Добро пожаловать!

Домашняя Общество Психоанализ Контакты

                                       

  мероприятия

 фото-отчёт

  групповая  терапия

мать и дитя

 услуги
 
                     
 

 

Часто задаваемые вопросы о психоаналитической терапии

На следующих 3-х страницах - более подробная информация о психоаналитическом методе исследования личности в вопросах и ответах.

1. Что такое психоаналитическая терапия?
Это – с одной стороны – старейшая из ныне существующих техник психотерапевтической работы, с другой стороны – одна из основных школ научного знания о природе человеческой психики, о ее становлении, развитии, скрытых механизмах и конфликтах. Психоанализ как теория (сегодня точнее было бы сказать – совокупность теорий) всегда был неразрывно связан с терапевтической практикой. Психоаналитический взгляд на человека рождался не столько в голове философа, сколько в кабинете практикующего терапевта, в непосредственном взаимодействии с пациентами. Этот процесс «лечения разговором» (как назвала его одна из первых пациенток, описанных Зигмундом Фрейдом) основывается на нескольких постулатах: Во-первых, признается наличие и важность бессознательной части психики, которая скрытым образом влияет на поступки, мысли, чувства человека, часто приводя его к тупикам и «порочному кругу» болезненных переживаний. Во-вторых, много внимания уделяется психической истории пациента, поиску в прошлом «корней» и «истоков» его нынешних проблем. В-третьих, взаимоотношения между терапевтом и пациентом, развивающиеся в ходе терапии, рассматриваются и анализируются как «перенос», как бессознательное повторение в данных («лабораторных») условиях привычных моделей поведения пациента.
Целью психоаналитической психотерапии является более глубокое понимание пациентом своих желаний, чувств, движущих мотивов, достижение большей целостности личности, приобретение новой уверенности в себе и окружающем мире через новый опыт взаимоотношений в безопасных условиях.
Нужно различать психоанализ (в точном смысле слова) и психоаналитическую психотерапию. Если психоанализ предполагает частые встречи с аналитиком (4 – 5 раз в неделю), использование кушетки, длительную и глубокую работу по исследованию всех «лабиринтов» души пациента, то психоаналитическая терапия, как правило, направлена на более узкие и конкретные цели, длительность ее меньше (от 20 до 100 – 120 сессий), частота встреч – 1 – 3 раза в неделю, сидя лицом к лицу с терапевтом; уровень проработки при этом не столь глубок.


2. Для кого полезна психоаналитическая терапия?
Данный вид терапии подходит для широкого спектра пациентов – от тех, кто испытывает проблемы в области «любви и работы» (Фрейд) до тех, кто страдает от более тяжелых личностных расстройств и даже психозов в фазе ремиссии (как правило, последнее – в сочетании с медикаментозным лечением и в сотрудничестве с врачом-психиатром). При этом необходимым условием для успешной психоаналитической терапии является наличие у пациента устойчивой мотивации к излечению – т.е. понимания того, что причины его страданий коренятся в нем самом и готовности мужественно встретить и преодолеть все препятствия на пути самопознания и личностного роста.

3.
Какие виды психологических проблем могут решаться в психоаналитической терапии?

Одиночество, неуверенность в своих силах, хроническая «неудачливость», невозможность установить и поддерживать прочные любовные и дружеские отношения; тоска, подавленность, навязчивые страхи; тяжелые переживания, связанные с потерей, утратой, психической травмой; различные соматические заболевания, возникающие как бы без причины, «на нервной почве»; психологические зависимости различной природы.  Если говорить медицинским языком, то работа психотерапевта - это лечение депрессии, невроза, психосоматических заболеваний самого широкого спектра, сексуальных расстройств.

4. Что должен делать пациент, обратившийся за психоаналитической помощью?
Во-первых, регулярно ходить на терапию, не опаздывая и не пропуская сессии без крайней нужды. Ходить даже тогда, когда ходить совсем не хочется, и хочется все бросить (рано или поздно такой кризис наступает практически у всех) – это «нормально», это значит, что пришли в движение внутренние силы сопротивления. В свою очередь, это может означать, что аналитик и пациент подошли в своем совместном исследовании к каким-то конфликтным и болезненным слоям психики последнего.
Правило же во время сессии – одно, и внешне очень простое: говорить все, что приходит в голову, каким бы неуместным, несуразным или неудобным это ни казалось. Аналитик будет иногда прерывать поток этих свободных ассоциаций своими вопросами, уточнениями, интерпретациями. Пациент также может словесно реагировать на реплики аналитика; таким образом они оба поддерживают нить диалога,
цель которого – исследование психики пациента.

5. Как работает психотерапевт – психоаналитик?
На этот вопрос очень трудно ответить кратко. На эту тему написаны буквально шкафы специальной литературы. Говоря же в самых общих чертах, его роли – следующие: он – внимательный, понимающий и не осуждающий слушатель, стремящийся взглянуть на проблемы пациента как бы его глазами, и в то же время он – «смотрящий со стороны», видящий многое из того, что самому пациенту пока не видно; он – «чистый экран» (выражение Фрейда), на который пациент «проецирует» свои проблемы, и в то же время он – «проводник» и «спарринг-партнер», помогающий пациенту найти путь к разрешению этих проблем; он – тот, кто «принимает на себя» те чувства, которые пациент (пока) не может выносить, но он же – и «взрослый» по отношению к инфантильным желаниям и частям личности пациента… И так далее, и тому подобное.

6. Что такое бессознательное?
Пожалуй, лучше всего показать, что такое бессознательное содержание психики можно с помощью проницательного наблюдения американского классика психологи У. Джемса: "Когда мы мучительно пытаемся вспомнить какое-то забытое нами слово или название, мы мысленно перебираем множество вариантов, отбрасывая их: «Нет, это не то!». При этом мы вроде бы не знаем, какое оно – «то»; по крайней мере – не можем его воспроизвести. Но при этом нам прекрасно известно, как выглядит «не то»! То есть мы как бы одновременно и знаем, и не знаем искомое слово. "
Если расширить пример У.Джемса на те внутренние содержания, которые мы принципиально никогда не сможем «припомнить» самостоятельно - мы получим картину бессознательного, в котором присутствуют неосознаваемые желания, чувства, мысли, образы значимых фигур из прошлого, стереотипные модели ролей и отношений (как правило, «родом из детства»), а также неосознаваемые образы самого себя и бессознательное знание о том,
«что такое хорошо, и что такое плохо».

7. Почему сновидения особенно важны в психоанализе?
Действительно, Фрейд называл толкование сновидений «царской дорогой в бессознательное» и самой лучшей своей книгой до конца жизни считал «Толкование сновидений». Он считал, что при анализе сновидений легче всего выявить бессознательные желания, чувства и мысли, а также прояснить те механизмы, которые искажают их, «зашифровывая» в явном содержании сновидения.
Современные психоаналитические взгляды на роль и функцию сновидений значительно расширились. Многие психоаналитические школы уже не рассматривают их как «зашифрованное исполнение желаний». У аналитиков возрос интерес и к явному содержанию сновидений, в связи с чем, по современным представлениям, сновидения анализируются в одном ряду с другой «продукцией» пациента: его свободными ассоциациями, фантазиями, переносом.


8. Зачем в психоанализе используется кушетка?
Удобное положение лежа, когда терапевт не находится в поле зрения пациента, способствует мышечной релаксации, помогает углубиться в себя, ослабить сознательный контроль за ассоциациями. Терапевту же такое положение помогает сконцентрироваться на эмпатическом слушании и понимании пациента.

9. Что такое сопротивление?
Парадоксальным образом одни и те же стереотипные модели чувствования, мышления и поведения у пациента являются источниками глубочайшего страдания, и, в то же время – единственно возможными, привычными формами и нормами жизни. Разумеется, любая, даже самая осторожная, попытка терапевта поставить их под сомнение, вскрыть их внутренние причины и постараться их изменить вызывает страх. Страх потерять ту «последнюю», пусть и ненадежную, опору, за которую мучительно цеплялся столько лет…
Другая (гораздо хуже осознаваемая) причина сопротивления – смутная боязнь не справиться с тем «вулканом» чувств и переживаний, который может проснуться в ходе психотерапии. Бессознательным девизом тогда становится: «Не буди лихо, пока оно тихо…».
Сопротивление может выражаться, как уже говорилось, в опозданиях на сессии, в забывании об очередной сессии вообще, в ощущении скуки, «пустоты в голове», в нежелании говорить на какие-то определенные темы, в злости на аналитика (который может восприниматься на этом фоне как «тупой», «сухой», «занудный», «холодный», «равнодушный», «не эффективный»). Все эти чувства важно проговаривать и подробно обсуждать в ходе терапии, иначе кризис может перерасти в терапевтический тупик.


10. Что такое перенос?
Когда З.Фрейд и К.Г.Юнг, до этого знакомые только по переписке, впервые встретились друг с другом лично – они проговорили около 10 часов подряд. Где-то посередине этого длинного разговора Фрейд спросил: «А что Вы думаете о переносе?» Юнг ответил, что, по его мнению, «перенос – это альфа и омега психоанализа». О переносе действительно трудно говорить коротко – столь многогранно это явление, пронизывающее не только психоаналитическую терапию, но и всю жизнь человека.
Фрейд считал, что перенос – это бессознательное перенесение на нейтральную фигуру терапевта чувств и отношения к значимым фигурам из детства (в основном – родительским). Перенос искажает восприятие аналитика пациентом, и его нужно последовательно и тщательно интерпретировать – т.е. указывать пациенту на несовпадение его видения фигуры терапевта с реальностью, помогая осознать это искажение восприятия, которое и в жизни мешает пациенту оценивать других людей адекватно.
В дальнейшей истории психоанализа был период, когда считалось, что психоаналитик должен интерпретировать перенос, и только перенос. Все, что не интерпретирует перенос, не считалось психоанализом. Спустя какое-то время психоаналитики столкнулись с фактом, что далеко не все пациенты развивают в ходе терапии классические виды переноса (позитивный, негативный, эротический). Некоторые пациенты так и остаются как бы не интересующимися аналитиком, другие начинают его идеализировать или обесценивать, третьи начинают требовать от него реального удовлетворения своих желаний (например, реальной сексуальной любви). Постепенно психоанализ выработал теории и техники работы и с такими, «нестандартными», видами переноса.
Если попытаться все-таки дать определение переноса одной фразой, то, наверное, можно сказать, что перенос – это всегда повторение и повторное разыгрывание каких-то устойчивых схем и привычных ролей из прошлого в обстановке психотерапевтического кабинета. Как таковой, перенос содержит много ценной информации о пациенте, о структуре его характера, о его бессознательных желаниях и стереотипах.
Перенос нельзя рассматривать «в вакууме»: это всегда двусторонний процесс между психотерапевтом и пациентом. Терапевт отвечает на перенос пациента тем или иным контрпереносом, который он также должен внимательно отслеживать и анализировать, извлекая из этой внутренней работы информацию о пациенте и о том, что на данном этапе происходит в психотерапии.


11. Должна ли аналитическая психотерапия сосредотачиваться только на событиях раннего детства?
Конечно же, нет.
Во-первых, такие «генетические» интерпретации будут полезны далеко не всем пациентам (многие их просто не воспримут в силу особенностей личностной структуры или просто потому, что они преждевременны). Настоящий
профессиональный психоаналитик или психоаналитический терапевт тем и отличается от аналитика «дикого», не имеющего должной подготовки, что дает те или иные интерпретации только тогда, когда чувствует, что пациент готов их воспринять. «Дикий» же аналитик часто действует вне контекста, «из общих соображений», по принципу «Было бы пропето, а там хоть не рассветай!». Такой подход может существенно навредить пациенту.
Во-вторых, анализ того, что происходит в терапии «здесь и сейчас» зачастую является для пациента гораздо более живым, насущным и целительным, чем искусственно притянутые интерпретации из глубокого детства.


12. Сосредоточен ли психоанализ только на сексе?
Действительно, в работах Фрейда (особенно в ранних) можно отметить тенденцию объяснять психопатологию и функционирование психики в целом через понятие либидо, под которым подразумевается некая энергия, преимущественно сексуальной природы, требующая разрядки согласно «принципу удовольствия». Важно понимать, что Фрейд понимал «сексуальное» очень широко, как всё, что имеет отношение к удовольствию, наслаждению, удовлетворению. Такой подход позволил ему разработать теорию детской сексуальности, которая существенно отличается от сексуальности взрослой, сексуальности в узком смысле. Впоследствии Фрейд дополнил теорию либидо понятием о другом врожденном влечении – влечении к смерти, разрушению, которое он назвал «Танатосом», по имени древнегреческого бога смерти. Далеко не все психоаналитическое сообщество приняло эту концепцию.
Психоаналитические школы, сформировавшиеся уже после смерти Фрейда, перенесли фокус своего внимания с теории влечений на детальное
изучение психологических защит и функционирования Эго, на роль отношений и привязанности в становлении человеческой психики, на «нарциссическую» проблематику «величия/ничтожности», вопросы самооценки. Таким образом, современный психоанализ рассматривает сексуальность просто как одну из сфер человеческой жизнедеятельности, важную, но далеко не единственную.

Дальше

 

Отправить сообщение для: centerppa@mail.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле. 
Дата изменения: 06.05.2013