Решение психологических проблем. Психотерапия. Исследование личности. Исцеление. Ненависть, агрессия, зависть. Детско - родительские отношения. Человеческая психика. Исправить поведение. Истинные причины своих проблем. Невроз. Новый исцеляющий опыт.
 Ц  е  н  т  р
 Практической
                        
 Психологии и 
 Психоанализа
                                   
 
                 Витебское
         
        Психоаналитическое                                     Общество                                            

   Этот сайт создан для тех, кто интересуется профессиональной психотерапией и практической психологией

                                                                               Добро пожаловать!

Домашняя Вверх Общество Контакты

                                       

  мероприятия

 фото-отчёт

  групповая  терапия

мать и дитя

 услуги
 
                     
 

 

Часто задаваемые вопросы о психоаналитической терапии (часть 2)

13. Возможна ли влюбленность пациента в психоаналитика?
Сложные, запутанные любовные отношения между психоаналитиком и пациентом стали чуть ли не «классикой жанра» в Голливуде. Столетняя история психоанализа также знает несколько таких нашумевших романов. Вместе с тем современный психоанализ прекрасно понимает, что никакие другие отношения между аналитиком и пациентом, кроме терапевтических, невозможны. Это ведет к краху терапии. Подобные нормы жестко прописаны в этических кодексах психоаналитических ассоциаций всего мира.
Что же касается чувств, возникающих у пациента в отношении психоаналитика, то здесь возможен очень широкий спектр: от любви до ненависти, от идеализации до полного обесценивания. Все эти чувства в ходе терапии подлежат анализу (а не «отыгрыванию»). Только в этом случае психотерапия будет успешной.

14. Существует ли психоаналитическая терапия, проводимая в группах?
Да, в современном психоанализе есть и такое направление. Групповая работа может успешно сочетаться с индивидуальной, взаимно дополняя друг друга. Вместе с тем нужно помнить, что профессиональная подготовка группового аналитика несколько отличается от подготовки «классического» аналитика, работающего с пациентами индивидуально. Соответственно, отличается и сам терапевтический процесс, в котором присутствует и подлежит анализу не только внутриличностная, но и групповая динамика.

15. В течение какого времени (срока) продолжается психоанализ?
Наивно было бы ожидать, что психологические проблемы пациента, которые накапливались годами, а то и десятилетиями, исчезнут, как по мановению волшебной палочки, всего за несколько сеансов. За такой срок возможно разве что прояснить и очертить саму проблему, так сказать, «расчистить поле» для будущей работы. Длительность же самой психоаналитической терапии удобнее измерять не в календарных сроках, а в количестве сессий (хотя здесь, разумеется, важна и частота встреч). Так, краткосрочная психоаналитическая терапия, направленная на какую-то конкретную неглубокую проблему, длится примерно от 20 до 80 сессий с частотой один - два раза в неделю. Психотерапия, занимающаяся более глубокими проблемами характера, длится уже около 200 -300 сессий, 2 – 3 раза в неделю. Собственно психоанализ (на кушетке), направленный уже не столько на исцеление, сколько на тщательное и глубинное исследование личности, может длиться и значительно дольше (например, чтобы начинающему психоаналитику стать членом Международной Психоаналитической Ассоциации, ему нужно пройти не менее 600 часов личного тренинг-анализа у специально сертифицированного аналитика). Все приведенные выше цифры очень приблизительны: каждому конкретному человеку требуется свой срок.

16. Когда психоанализ можно считать завершенным?
Когда пациент и психоаналитик оба чувствуют, что цели, которые ставились в начале работы, достигнуты. Когда пациент стал увереннее в себе, когда его реакции на происходящее стали более гибкими и адекватными, когда он перестал бояться чувств (своих и чужих), когда он «оплакал» и «отпустил» все свои потери…
Завершение психоанализа – это особый процесс, во время которого часто, как «последняя вспышка», вновь обостряются проблемы пациента – но ненадолго, как реакция на предстоящее расставание с аналитиком. И то, как быстро пациент справляется с этой «последней вспышкой», как раз и служит признаком того, что его
психика укрепилась.

17. Как изменился психоанализ со времен Фрейда?
Психоанализ со времен Фрейда не очень изменился внешне и технически, но очень сильно изменился теоретически.
Внешне все выглядит примерно как во времена Фрейда: пациент – на кушетке, психоаналитик – вне его поля зрения, за изголовьем (или они просто сидят в креслах лицом к лицу, если это психоаналитическая терапия). Длительность сессии – 45 – 50 минут.
Но то, как психоаналитик пытается понять пациента, и чем он руководствуется в своей работе, все то, что находится у аналитика «в голове» - изменилось очень сильно за прошедшие сто лет. Прежде всего, психоанализ стал гораздо глубже интересоваться тем, как развивается психика ребенка в период от рождения до 4-5 лет, до пресловутого Эдипова комплекса. Возросло внимание к характеру взаимоотношений ребенка с ближайшим окружением, в первую очередь – с матерью. Появились новые теоретические
модели развития, основанные уже не на теории развития либидо, а на теории объектных отношений. Развитие психики и происхождение патологий стали рассматривать не только с точки зрения внутреннего конфликта, но и сточки зрения дефицита (того, что ребенку было недодано, что не дало развиться здоровым, зрелым психическим структурам). Много внимания современный психоанализ уделяет и таким чувствам, как ненависть, агрессия, зависть. Их корни прослеживаются также вплоть до младенческого возраста (миф о «безгрешных» младенцах, увы, уходит в прошлое). Все эти теории основываются не только на реконструкциях из материала взрослых пациентов, но и на данных детского психоанализа, пионерами которого выступили Анна Фрейд (дочь З.Фрейда) и Мелани Кляйн (основательница влиятельной школы в современном психоанализе). Кроме того, такими аналитиками, как М.Малер, Р.Спитц, Д.Винникотт, Д.Стерн было проведено много клинических экспериментов по наблюдению за развитием детей начиная с самого рождения. Это обогатило психоанализ ценнейшим материалом.
Теоретический подход к самому психоаналитическому процессу также претерпел значительные изменения: все больше внимания в последние годы уделяется интерсубъективному фактору, все больше психоанализ рассматривается как двусторонний процесс, где и пациент, и психоаналитик пребывают и взаимодействуют в общем смысловом и аффективном поле. В этом смысле вульгарное представление, что в психоаналитическом кабинете присутствуют беспомощный «больной» и непроницаемо-всеведущий «врач» давно не соответствует действительности.
Современный психоанализ и психоаналитическая терапия работают не только с
невротиками истерического и обсессивно-компульсивного типа (как это преимущественно было во времена Фрейда), но и с гораздо более глубокими патологиями на уровне нарциссических и пограничных личностных расстройств, и даже с психозами (в сочетании с медикаментозным лечением).
Сегодня психоанализ представляет собой довольно развесистое «древо» школ и направлений, в чем-то согласных, в чем-то – полемизирующих друг с другом. В этом смысле он похож на любую другую науку.


18. Существуют ли различные школы психоанализа?
Фрейд, как почти всякий «отец-основатель», довольно болезненно относился к «еретическим» идеям своих учеников. Поэтому начальный период развития психоанализа изобиловал расколами. От школы Фрейда отделились: А.Адлер, делавший основной упор на влечении к власти, понятии «комплекса неполноценности» и различных механизмах компенсации, К.Г.Юнг с его теориями архетипов и коллективного бессознательного, О.Ранк, развивавший теорию «травмы рождения», В. Райх, через новый взгляд на патологию характера пришедший к телесно-ориентированной терапии…
Впоследствии психоаналитическое сообщество стало не так остро реагировать на теоретические разногласия, и новые школы стали уже более-менее мирно уживаться в рамках единых ассоциаций и институтов.
На сегодняшний день наиболее заметными и влиятельными школами в психоанализе являются: Эго-психология, делающая основной акцент на бессознательных аспектах функционирования Эго и
психических защит (наиболее широко представлена в США); Кляйнианский подход (от имени основательницы Мелани Кляйн), в котором разрабатываются оригинальные идеи о начальном периоде развития младенца (т.н. «параноидно-шизоидная» и «депрессивная» позиции), а также много внимания уделяется негативным переживаниям агрессии, зависти и очень ранним, примитивным психологическим защитам, таким, как проекция и проективная идентификация (здесь же следует упомянуть такого оригинального мыслителя, как В.Бион, занимавшегося глубинными механизмами человеческого мышления и восприятия); Школа объектных отношений (Р.Фейрнберн, М.Балинт, Д.Винникотт, Дж.Боулби, М.Малер, и др.), смотрящая на развитие психики под углом взаимодействия ребенок – родитель; Сэлф-психология (Я-психология) – учение американского аналитика Х.Кохута, выросшее из работы с нарциссическими личностями и их специфическими формами переноса (здесь рассматривается в основном проблематика фальшивой грандиозности и внутренней пустоты, а также идеализации/обесценивания других); школа Кохута оказала большое влияние на формирование Интерсубъктивного подхода в психоанализе; Французская школа (Д.Анзье, А.Грин, Дж. Мак Дугалл, Ж.Шассеге-Смиржель и др.) сохраняет, как и Фрейд, повышенное внимание к Эдипову комплексу, к классическому «семейному треугольнику», обогащая этот взгляд новыми глубокими идеями (например, концепция «мертвой матери» А.Грина); особняком стоит школа Ж.Лакана (в свое время даже исключенного из психоаналитического общества) – она многое почерпнула из теории языка, семиотики и структуралистского подхода.
В то же время деление на «школы» в психоанализе – вещь относительная. Многие аналитики развивают в своих теориях синтетический подход (как, например, О.Кернберг). Во всяком случае, не следует забывать, что все теоретические подходы имеют дело с одним и тем же объектом –
человеческой психикой, и в этом смысле являются лишь теми или иными объяснительными моделями, а не «истиной в последней инстанции». Конечно, психотерапевты разных школ будут несколько по-разному работать, у разных школ есть свои «любимые» типы пациентов, но эти различия лежат все-таки в области нюансов.

19. В чем  различия между психоанализом и другими формами психотерапии?
Психоанализ работает прежде всего с бессознательным содержанием психики, в отличие от других видов психотерапии, где ставится задача исследовать и исправить поведение, мышление пациента или дать ему новый исцеляющий опыт через разыгрывание и повторное переживание своих психотравм и конфликтов (как в психодраме или гештальт-терапии). Психоаналитик не дает никаких «указаний», никаких «упражнений» и «домашних заданий». Это поначалу шокирует некоторых пациентов, особенно – пришедших с запросом «Посоветуйте, что мне делать?». Такие пациенты часто не понимают, что единственный способ справиться с их проблемами это измениться им самим, а что-либо «делать» в их нынешнем состоянии – совершенно бесполезно. Контр-продуктивна в плане психоанализа и другая, «пассивно-медицинская» установка: «Докотор, сделайте что-нибудь со мной!». Психоаналитик – не гипнотизер, не экстрасенс; он не прописывает чудодейственных лекарств – ему нужно хотя бы минимальное сотрудничество со стороны пациента, иначе он не сможет помочь.
Психоанализ внешне нетороплив, как рост дерева. Если росток усиленно тянуть за верхушку – он не станет расти быстрее; мы только выдернем его с корнем. Но если за ним терпеливо ухаживать – он сможет вырасти даже на скудной, каменистой почве; в нем откроется сила, раздвигающая любой асфальт…

20.
Не является ли психоанализ просто причудой или устарелой техникой терапии?

Может ли «просто причуда» просуществовать больше ста лет и не просто распространиться по всему миру (психоаналитические общества сегодня есть от Хельсинки до Калькутты и от Токио до Буэнос-Айреса), но так повлиять на современный мир – его психологию, философию, искусство, литературу – как это сделал психоанализ? Фраза: «Без психоанализа наш мир был бы другим» – не преувеличение, а факт. Вряд ли какой-то другой вид психотерапии может похвастаться тем же.
Что же касается техники – то, в самых глубинных своих основах, техника психоанализа вечна: гениальная интуиция Фрейда ухватила, можно сказать, «форму форм» – общение растущего и помогающего расти. Это и
общение ребенок – родитель, и общение ученик – учитель (как в научном, так и в духовном смысле). Конкретная же «плоть» на этом «скелете» может меняться в соответствии с прогрессом и духом времени.

21.
Не является ли психоанализ своего рода бегством от реальности?

Если такое начинает происходить – это очень тревожный сигнал для профессионального психоаналитика. Это значит, что он не заметил и вовремя не поместил в фокус психотерапии какой-то важный аспект своих отношений с пациентом. В задачу психоанализа отнюдь не входит привязывать пациента навеки: это означало бы неудачу лечения. Другой вопрос, что на определенном этапе у пациента может развиться та или иная степень зависимости от аналитика – но ведь и нормально развивающийся ребенок на определенном этапе зависит от родителей, да и все мы в какой-то степени зависим от своих близких. Здоровье не в том, чтобы «вообще ни от кого не зависеть», а в том, чтобы не бояться нормальной близости и зависимости.

22. Может ли человек измениться сам, только за счет своей силы воли?
Существует определенный социальный стереотип о «волевом» («настоящем») человеке (тем более, что много лет этот стереотип вполне сознательно культивировался – всякие Рахметовы спали на гвоздях…) «Волевой» человек не просто преодолевает все трудности, он непременно должен их преодолевать без чьей-либо помощи. На самом деле в такой позиции есть нечто незрелое, подростковое. Если разобраться глубже и беспристрастно – мы увидим, что за такими «мюнхгаузеновскими» попытками вытащить самого себя из болота за косичку всегда стоит совсем другой мотив: желание кому-то что-то непременно доказать. И тут-то начинается само-подавление, само-ломание, неизбежные срывы, муки совести, новые клятвы «с понедельника начать…» – короче, самый обыкновенный невроз.
Кроме того, в большинстве случаев человек не видит
истинных причин своих проблем, как не видит своих ушей. И чтобы увидеть эти «уши» – ему нужно зеркало. Этим зеркалом и становится другой – психотерапевт. А что касается воли – то в процессе психотерапии она от пациента ох как потребуется!

23.
Возможно ли применение самоанализа?

Да, у Фрейда не было «тренинг-аналитика», и большая часть идей лучшей его книги («Толкования сновидений») есть результат кропотливого самоанализа. Таков удел первопроходцев. И в дальнейшем иногда звучали голоса в защиту самоанализа (например, К.Хорни), но всерьез эта тема в психоанализе даже не обсуждалась – настолько очевидны для специалиста все трудности и ограниченность самоанализа, не говоря уже о том, что при самоанализе как раз отсутствует главный компонент лечения – терапевтические отношения. Недаром Э.Берн сравнивал самоанализ с попыткой самого себя подстричь: попробовать, конечно, можно, и что-нибудь, может, и получится, но – зачем, когда за углом парикмахерская?

Дальше

 

Отправить сообщение для: centerppa@mail.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле. 
Дата изменения: 06.05.2013